ЧОУ ВО Институт международной торговли и права негосударственное образовательное учреждение (экономический, юридический ВУЗ Москвы). Основан в 1991 году.
Лицензия №2170 от 31.05.2016

Приемная комиссия
8 (968) 617-78-78
8 (499) 144-01-25
Москва, ул. Кастанаевская, д.59, корп.2
(м. Кунцевская, Пионерская, Славянский бульвар, ж.д. станция "Кунцево")
Основан в 1991 году

Курсы английского языка за рубежом


Для детей и взрослых
в Англии, США, на Мальте

Статья "Использование иллюстративного материала на базе фильмов как  эффективный способ обучения студентов", 2010

К.э.н. Чудновская А.Г.

В настоящее время особенно остро стоит проблема уникальности информации. В процессе обучения студентов необходимо инициировать их к самостоятельной работе, изучению более глубоких слоев управленческих ситуаций, развивать дискуссии, завершая этот процесс письменной исследовательской работой.

Ранее этот процесс проходил в форме написания рефератов по теме. Однако развитие баз данных Интернет на сегодняшний день серьезно снизил полезность этой методики. Проблема в том, что доступность готовых материалов, чей класс ниже среднего, дает возможность студенту скачать материал и использовать его практически без обработки. Это значит, что интерес к обсуждаемым темам не успевает созреть, а простота воспроизведения готовых сведений создает нежелание узнать больше. Для студентов специальности Менеджмент остро необходимо наращивать способности анализа и оценки распределенной информации, что противоречит методике написания рефератов.

В такой ситуации необходимо пересмотреть формы и методы обучения студентов в пользу интерактивного анализа визуальных материалов. Таким образом, использование просмотра фильмов в группах и научных клубах  с последующим обсуждением управленческих ситуаций и написания по ним исследовательских работ является идеальным  способом обучения.

Выбор иллюстративного материала (фильмов) является сложной задачей. С одной стороны, имеются учебные фильмы по многим управленческим темам. Однако это способ обладает несколькими серьезными минусами:

1.Учебные фильмы достаточно дороги, чтобы небольшой вуз мог позволить себе достаточное разнообразие фильмов и тем.

2.Практика показала, что постановочные ситуации часто выглядят натянутыми и не привлекают внимания студентов. В сценарии интуитивно чувствуется фальшь, так как для фильмов российского производства мы хорошо знаем реальную ситуацию в России, чтобы поверить в происходящее.

3.Игра актеров и режиссура не самого высокого класса.Подсознательно студент не воспринимает сюжет как приближенный к реальности, следовательно мы упускаем возможности наработки опыта сбора распределенной информации и включения интуитивного поиска.

4.Ситуации выглядят слишком обычными, чтобы привлечь интерес студентов дневного отделения.

5.Недостаточно широкий спектр обсуждаемых в учебных фильмах тем, по сравнению с лекционными курсами.

6.Учебные фильмы не обладают качеством панорамности по месту, времени и участникам процесса.

7.Малое количество деталейв ситуациях и действиях актеров не позволяет проводить точный анализ событий.

Эти недостатки существенно снижают эффект от обучения. Возникает вопрос: можем ли мы предоставить что-то лучшее и более эффективное, чтобы решить образовательные задачи?

Ответ заключается в том, что уровень и тематика современных художественных фильмов прекрасно отражает весь спектр управленческих тем, лишены всех вышеперечисленных недостатков учебных фильмов, а также обладает целым рядом уникальных возможностей, которые мы можем использовать в образовательном процессе.

Преимущества современных художественных фильмов как иллюстративного материала по курсу менеджмента:

1. Возможность демонстрации избранных (релевантных по теме исследования) отрывков фильмов с учебными целями.

2. Огромный выборсовременных фильмов по широкому спектру тем.

3. Современные фильмы часто поставлены по реальным ситуациям, что увеличивает степень их достоверности.

4. Современные фильмы созданы высококлассными специалистами- режиссерами, сценаристами, актерами, что создает идентификацию студента с ситуацией и, следовательно, лучший ее анализ.

5. Уровень детализации современных фильмов позволяет проводить анализ любой степени точности и интегрированности.

6. Популярные фильмы априори привлекают интерес зрителя, следовательно вопрос о преодолении инертности студента будет исчерпан сам собой.

7.  Популярные фильмы несут в себе качества панорамности по месту, времени и участникам процесса. Подобные фильмы снимают с помощью высококлассных консультантов – профессионалов своего дела (от консультантов военного до психологического и исторического профиля). Таким образом, мы можем по материалам фильмов рассмотреть как точные детали (например, переговорный процесс разной степени конфликтности и заинтересованности сторон), так и динамику больших групп (на примере военных действий, стихийных бедствий и революций, что также является предметом интереса менеджера).

8. В фильмах все создано так, чтобы включалось и правое, и левой полушарие мозга.Именно этим обусловлена популярность фильма – зритель и проживает его, и анализирует, понимает. Таким образом, в результате просмотра избранных отрывков по темам управления мы достигаем полной включенности внимания студента. Это делает фильмы приближенными к реальным ситуациям.

9. Независимо от фабулы фильма (исторические события, фантастика, пираты, бизнес, политика) в каждом сценарии отражаются реальные процессы, которые имеют место в человеческом обществе. Только так зритель способен идентифицировать эльфов и пиратов как что-то знакомое. Следовательно, герои фильма могут быть нереальными, но с точки зрения процессинга ситуации (особенно управленческие ситуации) более чем реальны. Таким образом, спектр тематики фильмов расширяется и может охватить те фильмы, которые интересны студентам. Вместе с тем отражение управленческих ситуаций, а значит и теоретического и аналитического материала, остается корректным.

10. Большинство современных фильмов построено на многоуровневом сюжете с использованием параллельных линий монтажа. Это дает нам возможность развить у студента способность запоминать особенности ситуаций и отслеживать много параметров одновременно. Для современного менеджера, работающего под прессингом времени в многозадачных процессах, это важное качество.

11. В процессе просмотра мы можем поднимать сопутствующие темы, привлекая ранее инертных студентов к обсуждению.

12. Огромное многообразие ситуаций дает возможность студентам восполнить недостающий жизненный опыт, необходимый для понимания теоретического материала,и впоследствии организовать тематические тренинги.

Таким образом, просмотр избранных сюжетов художественных и научно-популярных фильмов открывает новые горизонты для обучения студентов по специальности Менеджмент. Кроме того, по завершении просмотра студенты продолжают обсуждать ситуации фильма с друзьями, а дома пересматривают фильм целиком. Это дает возможность расширить круг взаимодействия, вовлечь ранее инертных студентов в процесс обучения и анализа, а также студенты могут проводить самостоятельные исследования на указанном материале.

Резюмируя вышесказанное, синемалогия (термин введен А.Менегетти) –это активное использование фильмов в образовательных целях, является одной из лучших возможностей для организации интерактивного процесса обучения.