ЧОУ ВО Институт международной торговли и права негосударственное образовательное учреждение (экономический, юридический ВУЗ Москвы). Основан в 1991 году.
Лицензия №2170 от 31.05.2016

Приемная комиссия
8 (968) 617-78-78
8 (499) 144-01-25
Москва, ул. Кастанаевская, д.59, корп.2
(м. Кунцевская, Пионерская, Славянский бульвар, ж.д. станция "Кунцево")
Основан в 1991 году

Курсы английского языка за рубежом


Для детей и взрослых
в Англии, США, на Мальте

Статья "Синемалогия как возможность обучения в студентов специальности «Менеджмент» в группе", 2010

К.э.н. Чудновская А.Г.

Чтобы быть успешным, современный менеджер должен объединять в себе множество свойств. К ним относится стратегическое мышление, безинерционность, умение мобилизовывать себя и людей; психическая стабильность, чувствительность к обстановке и внутренним процессам в группе, лидерские качества, харизма, а также способность к скрытому управлению. Сегодняшний день требует от менеджера психической мобилизации всех своих способностей, профессионального опыта и талантов. Подобное состояние достигается путем многолетней практики, однако взвешенные решения необходимо принимать уже в самом начале карьеры, а цена ошибки растет.

Эти причины обуславливают необходимость прибегать к новым способам обучения менеджера, набору информации и личного опыта в тренинговом режиме.

Итак, менеджеру необходимо за минимальное время получить максимальный личный опыт разных ситуаций и стилей управления, включающий в себя анализ процессов,выделение типичных ситуаций и способов их решения, а также анализ управленческих ошибок. Одним из лучших способов решить эту задачу является просмотр специально подобранных ситуацийиз различных фильмов.

 Вопрос о влиянии кинематографа на сердца и умы занимал ведущих психологов, режиссеров, деятелей кинематографа, менеджеров и других профессионалов. Действительно, кино оказывает огромное воздействие на аудиторию, и именно это гарантирует, что представленная в фильме череда образов несет в себе важную информацию. Сам факт, что зритель переживает ситуации как реальные, часто возвращаясь к фильму снова и снова, гарантирует, что в каждом фильме заложено значительное количество информации и потенциал его влияния очень велик.

Более того –фильм создается для просмотра множеством разных людей. Таким образом, при внешнем разнообразии, увсех этих людей есть некое сходство, в противном случае ни один фильм не мог быть кассовым. Сходство придает ситуациям фильма типичность, при соблюдении внешнего их разнообразия и оформления. Это значит, что кинематограф успешно решил глобальную задачу распознавания типичных ситуаций и оформления их во внешний опыт, отраженный в сценарии и заснятый на пленку. Поскольку большинство фильмов построены на взаимодействии групп и отдельных людей, логично предположить, что именно в кинематографических ситуациях можно ускоренным и самым наглядным способом «прожить» совокупность типичных ситуаций из сферы личного влияния, принятия решений, анализа последствий и вариантов развития. А это и есть тот самый опыт, который необходим современномуменеджеру для решения сложных управленческих задач в условиях быстро меняющихся ситуаций и возрастания рисков ошибок.

Именно на такие задачи ориентирована наука синемалогия.

Понятие «синемалогия»введено итальянским ученым А.Менегетти. Это понятие охватывает обе стороны процесса просмотра фильма: восприятие зрителем сюжетов и ситуаций и собственно сюжет, логика действия фильма. Психология говорит, что человек способен распознавать лишь актуальные для себя образы. Это значит, что при просмотре фильма зритель заметит те сюжетные линии, котоыре отражают его понимание окружающей реальности, его ценности, установки, обучение, верования, знания. Этот процесс действует и в обратную сторону: когда человеку интересен фильм, он способен узнавать больше о ситуациях и стремится расширить свое понимание жизни и знания, анализируя детали фильма. Поскольку зритель вовлечен в действие фильма, процесс усвоения знаний и анализ ситуаций происходит естественно и глубоко.

Эти две стороны процесса просмотра фильма дают уникальные тренинговые возможности, в особенности для обучения и воспитания менеджера нового типа –управленца, способного быстро распознавать ситуацию, генерировать дерево решений, гибко подстраивать процессы под общую динамику групп, понимать психологию участников процесса.

Синемалогияшироко используетсявтренинговых компаниях, а также к этому методу прибегают и сами работодатели. Синемалогия - это один из инструментов онтопсихологии,науки о лидерстве. Лидерство, мотивация, распознавание ситуаций, расшифровка планов, организация процессов –это основные функции менеджмента. Таким образом, подбор фильмов и обучениес их помощью становится ценным инструментом преподавания менеджмента в вузе.

Фильм представляет собой сочетание эмоционального фона, событий и динамики их изменения. Посредством просмотра специально выбранных эпизодов из разных фильмов менеджер в тренинговом режиме способен решить следующие задачи:

1. Ускоренным способом получить необходимый опыт по распознаванию типичных ситуаций.Это позволяет менеджеру разделять тактические решения и стратегическую линию действий, вовремя и оптимально реагировать на  сложные процессы в компании, выбирать верное направление действий на основе недостаточной информации.

2. Уметь отойти от личного, эмоционального восприятия ситуации.Это является основой для взвешенного принятия решений, а также гарантией  против специально созданных конфликтных и дестабилизирующих ситуаций. Известно, что личные эмоции могут стать основой неверного распознавания ситуации, а также агентом влияния со стороны заинтересованных третьих лиц. Умение отойти от эмоционального восприятия событий позволит менеджеру сбалансированорасходовать свою психическую энергию и не поддаваться на подчас провокационные действия окружения, ценой которым могут быть успех чужих стратегий и персональные ошибки менеджера.

3. Сопоставить свою первичную реакцию на события с личным опытом, опытом других менеджеров в тренинговой группе.Сходство опыта различных людей создает благоприятные условия для немедленного осмысления ситуации как типичной и осознанному выбору реакции на нее.

4. Уметь распознать типичную ситуацию сквозь наслоения потока событий, лиц, обстоятельств. Типичные ситуации часто скрыты под антуражем новизны и деталями. Менеджер должен уметь отделять детали от существа ситуации, и, таким образом, проникать сквозь поверхностные поток отдельных событий к их смысловому ядру.

5. Разделять типичные импульсы в мотивации различных людей и видимую новизну ситуаций. Типичность реакций –это основа, на которой базируются психологические науки. Однако распознать типичную мотивацию человека в различных, внешне непохожих, обстоятельствах–это задача, требующая большого личного опыта и специального образования. Поскольку популярность фильма строится именно на классических, стандартных, архетипичных ситуациях, задача выбора типичных мотиваций среди миллионов возможных уже решена создателями фильма. Существуют специальные методики и разработки,  которые позволяют создавать популярные фильмы. Менеджер имеет уникальную возможность получить огромный практический опыт, пользуясь плодами этих разработок, выраженных в специально подобранных сюжетах из разных фильмов.

6. Участвовать в групповом обсуждении структуры и содержания просмотренных сюжетов и обобщении личного опыта в единое целое.Это позволяет каждому участнику тренинговой группы сделать вклад в анализ ситуаций, продемонстрировать личный взгляд на реакции участников, а затем перейти от частных мнений к общему выводу. Таким образом, каждый член тренинговой группы делает вклад в общую работу и усиливает потенциал каждого отдельного участника.

Таким образом, просмотр специально подобранных сюжетов из фильмов, позволяет активно включать сознание и интуицию менеджеров для формирования общего мировоззрения и уточнения аналитического аппарата. В дальнейшем каждый член группы может повторно воспроизвести просмотренные сюжеты, чтобы провести более детальный их анализ.

Использование возможностей синемалогии для обучения студентов-менеджеров позволяет придать новое качество работе студенческих научных сообществ и групп.