ЧОУ ВО Институт международной торговли и права негосударственное образовательное учреждение (экономический, юридический ВУЗ Москвы). Основан в 1991 году.
Лицензия №2170 от 31.05.2016

Приемная комиссия
8 (968) 617-78-78
8 (499) 144-01-25
Москва, ул. Кастанаевская, д.59, корп.2
(м. Кунцевская, Пионерская, Славянский бульвар, ж.д. станция "Кунцево")
Основан в 1991 году

Статья "Распознавание управленческих ситуаций как необходимый навык менеджера", 2010

К.э.н. Чудновская А.Г.

На современном этапе радикально изменился подход к оценке деятельности менеджера и его возможностей управлять, принимая ответственные решения. Считается, что хороший менеджер руководствуется своим опытом, профессиональным умением управлять, способностью предвидеть последствия событий и оптимизировать ресурсы и результат.Он несет ответственность за свои решения и способен к быстрой реакции на события.

По контрасту, неадекватный менеджер неизбежно обращается к руководствам, правилам и циркулярам. Когда ситуация требует срочных решений, он будет отыскивать себе оправдание среди документов, чтобы перенести ответственность на других лиц. Это приводит к потерям времени и утрате контроля за ситуацией.

Нетрудно заметить, что современная жизнь требует нестандартных решений, креативного подхода, и вместе с тем –анализа прошлого опыта и создания на его базе новых подходов и новых инструментов, которые позволят быстро реагировать на ситуации и предвидеть варианты их развития, делая ставку на самый оптимальный их них.

Один из главных вопросов преподавания менеджмента в современных условиях звучит так: каким образом можно построить обучение студентов, чтобы развить в них свойства менеджера нового типа? Как совместить классическое образование с потребностью в новых инструментах анализа и развитием личностных черт менеджера высшего звена? Эти вопросы будут актуальны в течение ближайших 10 лет, и требуют повышенного внимания. Более того, из-за бурного развития коммуникаций и Интернет время на анализ и принятие решений менеджером будет сокращаться. Таким образом, есть потребность в тренингах нового типа.

В течение последних 7 лет автор статьи разрабатывает и успешно применяет методики личностного развития для тренировки менеджеров высшего звена. В них входят ускоренные методы диагностики проблемы, состояния системы управления, персонала и самого менеджера. Помимо теоретической базы для осмысления и анализа, в тренировку менеджера входит анализ различных ситуаций. В отличие от классического кейс-обучения, автор делает ставку на просмотр специально подобранных эпизодов из фильмов. Это позволяет менеджерам учиться распознавать модельные ситуации на разных этапах развития, с разными действующими лицами, пробовать анализировать разные эпизоды по возможным исходам. Чтобы усилить эффект, подбор эпизодов должен включать:

1. Фильмы разных стран и народов, чтобы менеджер умел распознавать за внешними различиями структурное сходство ситуаций и действующих лиц.

2. Фильмы, относящиеся к разным периодам историипоказывают классические ошибки, а также сходство управленческих решений и ситуаций.Кроме того, многие исторические фильмы наглядно демонстрируют влияние авторитета власти и искажения, которые вносит этот авторитет.

3. Специально отобранные мультипликационные фильмыразных производителей дают предельно ясный обзор архетипичных стратагем, линий поведения. Кроме того, именно этот тип фильмов способствует мгновенному запоминанию и составлению мнемонических кодов для ситуаций.

4. Документальные фильмы, иллюстрирующие реакцию социума и отдельных людей на разные ситуации. В этот пакет следует включить ситуации с анализом стихийных бедствий, технологических катастроф (катастрофы Колумбии, пожар на одной из английских морских нефтедобывающих платформ), макро-экономических событий.

5. Документальные фильмы, включающие описания личного опыта участников. К ним относятся развернутые интервью, исследования-реконструкции по биографиям известных людей с привлечением документального материала и свидетельств современников и участников, а также финальные оценки событий. В процессе просмотра этих фильмов следует делать паузы на обсуждение ситуаций и построение прогнозов вероятностного развития событий.

Чтобы процесс обучения был непрерывным и эффективным, следует соблюдать несколько правил.

Теоретический материал должен быть дан до просмотра, а также объявлен непосредственно перед просмотром. Желательно сделать рассылку материалов или раздать печатные материалы, чтобы участники могли делать пометки. Если демонстрируются отдельные короткие отрывки фильмов –необходимо дать описание и классификациюкаждого отрывка (какие управленческие ситуации иллюстрирует, какие инструменты анализа будут применены, на какие результаты ориентироваться, что делать для закрепления материала). Если демонстрируется целый фильм, необходим лист с таймингом и описанием частей фильма по их управленческой составляющей. Это делается для быстрого перехода от сюжета к сюжету и быстрого возврата, если необходим анализ параллельных процессов.

В процессе просмотра необходимо делать паузы, которые позволяют участникам высказать свои комментарии, оценку происходящего. По завершении каскада из нескольких сюжетов, иллюстрирующих различные аспекты одного явления, необходимо делать паузу для интеграции этого опыта в сознание участников. Особенного успеха позволяет достичь процесс распознавания участниками ситуаций из личного опыта управления, аналоги которого они видели в сюжетах кино. Сам процесс отнесения тех или иных управленческих ситуаций к определенному типу дает участникам возможность быстрого распознавания ситуаций как типичных, правильно определять отклонения от типичного, чтобы затем по этим данным строить вероятностные варианты развития событий и на основе оптимизации принимать управленческие решения.

Огромную роль в процессеобучения и тренировки менеджера является его способность отделить себя от ситуации, вызываемых ею актуальных эмоций и прямых провокаций. Это позволяет достичь той степени владения собой, которая является основой для принятия взвешенного решения. Устранение расхода энергии и личных сил на борьбу с собой, неверное распознавание ситуаций и ошибки распознавания дает в итоге необходимую менеджеру мобильность, уверенность в себе, сочетание ответственности и лидерских качеств. Поскольку многие ситуации действительно типичны, и люди склонны перепроживать их по известным (архетипическим, социальным) шаблонам, распознавая их, менеджер приобретает качество личного предвидения. Это именно то, что необходимо для стратегического мышления и одновременного внимания тактическим ситуациям.

Благодаря интенсивному методу обучения, разработанному автором статьи, участники тренингового процесса приобретают необходимые знания по распознаванию типичных ситуаций, их символов и контекстов, а также необходимые стратегии личного поведения. Кроме того, обсуждение в группе позволяет определить разные взгляды и подходы к рассматриваемым ситуациям и способствует более полному раскрытию материала. На основании обсуждений участниками могут быть написаны аналитические работы, сделаны личные выводы, пересмотрен теоретический материал. Также весьма эффективно построение системной панорамы по рассмотренным материалам.

Таким образом, распознавание типичных ситуаций становится ценным инструментом для повышения профессионализма менеджеров и может успешно применяться для обучения студентов всех возрастов и всех форм обучения в рамках научных студенческих обществ при институтах.